среда, 4 июня 2014 г.

УРА! ЛЕТО!!!


КУДА ПОЙТИ С РЕБЕНКОМ В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ЛЕТОМ

Жизнь ребенка в семье всегда должна находиться под постоянным вниманием воспитателя детского сада. Нужно стремиться к единой линии воспитания умственных и нравственных качеств дошкольника в детском саду и семье. Особое внимание педагог должен уделять тому, как ребенок проводит дома выходной день. Если в выходной день ребенок будет видеть озабоченные лица родителей и все ту же будничную обстановку, у него не возникнет желания о чем-либо рассказать близким, поделиться с ними сокровенными мыслями, задать свои вопросы.
Поэтому воспитатели должны помочь родителям так организовать входной день, чтобы он стал действительно праздничным, интересным для ребенка, обогащенным новыми впечатлениями.
 Все это может сделать природа с её богатством растительного и животного  мира, с ее прекрасными ландшафтами. Тишина леса, чистота воздуха окажут благоприятное воздействие и на ребенка и на родителей.
В природе дети всегда имеют возможность увидеть что-либо интересное. На прогулке они получат заряд бодрости, а также массу незабываемых впечатлений на неделю.
Прогулка в парк
В выходной день как можно раньше утром выезжайте с ребенком в парк или лес, когда воздух особенно чист, когда сверкающие глянцем листья еще не высохли от росы, когда особенно громко щебечут птицы. Покажите ребенку этот солнечный день в природе. Он пахнет распускающимися тополями, лимонным запахом кленов и медовым запахом ив. Покажите пчел, вьющихся над золотыми пуховками цветков.
Солнечный, погожий Выдался денек.
На тропинке каждой
Пляшет огонек.
(О. Высотская.)
Приучайте детей смотреть под ноги, на травянистый покров, на скромные цветы одуванчиков. Взгляните вместе с ними на душистую крапиву, на ее белоснежные цветки, отделанные "черным бархатом".
Прогулка на пруд
 Как только вода в пруду согреется и оживет в нем растительный и животный  мир, как только заспешат к пруду лягушки и жабы метать икру, пойдите туда с ребенком. Расскажите ему, что все это — наши верные друзья, защитники урожая, враги вредных насекомых.
Дети не должны обижать земноводных. Для этого их необходимо познакомить с жизнью лягушек и жаб. Можно поймать в начале мая немного лягушачьей икры и вывести  головастиков. Покажите  ребенку "удивительное в обыкновенном": из  прозрачной икринки в стеклянной банке выведется вдруг живое существо - головастик. Когда у него отрастут задние и передние лапы, малыша нужно  выпустить в пруд.
Прогулка на луг
 Раньше всех злаковых трав зацветает душистый колосок. Это из-за него так  хорошо пахнет сено. Запах кумарина (в июле) обнаружится в желтом и белом доннике. Колосок легко узнать среди других злаковых трав, он похож на колос лисохвоста, только более "взлохмаченный". Найдите его на лугу, на обочине дорог, среди трав, на опушке леса. Сорвите колосок и положите в карман. Вечером почувствуете вблизи себя аромат — это колосок привял и стал пахнуть. Попав на некошеный луг, полюбуйтесь цветущими травами, но особое внимание уделите цветущим злакам.
 Обычно дети считают, что трава не цветет, а раз не цветет — значит, незачем ее и беречь. Сорвите несколько разных злаков и рассмотрите. Оказывается, у каждого колоска — своя окраска: розовая, лиловая, золотистая, а цветки в виде тонких пленочек, из которых свисают оранжевые тычинки.
Собираясь с ребенком на луг, возьмите с собой школьную лупу или просто увеличительное стекло. Тогда вы убедитесь, что и злаковые травы цветут.
Расскажите детям, что злаковые травы — хороший корм для скота. И им станет понятно, почему нельзя бегать по некошеному лугу.
Прогулка на хлебное поле
Постарайтесь показать ребенку пшеничное, ржаное или овсяное поле во время колошения. Полюбуйтесь его неоглядной широтой. Рассмотрите колос, когда в нем будет заметно зерно.
 Очень важно познакомить ребенка с хлебными злаками. Многие дети еще не  знают, откуда пришел хлеб.
Небрежно обращаются с куском хлеба, незнакомы с трудом людей, создающих это чудо.
Покажите ребенку уборку урожая и расскажите о тружениках полей. Прочтите стихотворение Е. Серовой "О хлебе":
Ветерок спросил, пролетая: Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: Золотые руки растят.
Прогулка в лес за цветами
Поезжайте в июне в лес, рощу, парк, чтобы познакомить ребенка с цветущими лесными травами и показать все богатство разнотравья.
В лесу в это время цветут колокольчик крупноцветный, ромашка, гвоздика, купальницы, ландыш и ароматная любка двулистная, или ночная фиалка.
Покажите детям цветы, охраняемые государством. Расскажите, что нельзя рвать редкие растения, можно лишь собирать их семена.
Я нашла в лесу фиалку, А срывать фиалку жалко. Пусть останется в лесу — Я лучше ландыш принесу. Я на ландыш поглядела, Пожалела ландыш белый. Пусть останется в лесу, Одуванчик принесу. (Из книги М.Лучич.)
Встречая в лесу цветущее растение, обратите внимание ребенка, что у каждого есть свое любимое место, где ему хорошо расти. Незабудка — в сыром месте у ручейка, гвоздика — на сухом солнечном пригорке, а колокольчики и ландыши — в лесной тени.
 Такие наблюдения помогут ребенку понять, что каждому растению и животному необходимы свои условия для жизни.
Прогулка к реке
 Поезжайте на реку. Сядьте на скамеечку у самого берега и п осмотрите, что делается на реке, какое оживление — плывут пароходы, баржи, моторки, лодки. Посмотрите, чем заняты люди на реке. Кто, куда и зачем плывут, поговорите об этом с ребенком. Послушайте, какое разнообразие звуков на реке!


Прогулка в лес за ягодами
В конце июня поезжайте с ребятами в лес за земляникой. Сначала полюбуйтесь земляничной поляной, усыпанной белыми цветочками с золотой серединкой и рубиновыми ягодами.
Не собирайте букетики из веток земляники с ягодами, так как на ветке, кроме красных, много еще и зеленых. Разъясните ребенку, что нет смысла выкапывать кустики земляники. Лучше найдите самую спелую и крупную ягоду, высушите ее, соберите с нее семена и посейте. Закройте грядку прелыми листьями, хорошо поливайте. Через два года у вас дома будет своя земляника.
 Когда будете рвать ягоды черники, то скажите ребенку, что каждому кустику э то—двести лет и что надо беречь их: не топтать и не вырывать с корнем. Учите рвать ягоды осторожно, чтобы не сломать тонких веток.
Прогулка в поле во время уборки урожая
 В конце лета пора с ребенком съездить в поле на уборку ржи и пшеницы, -осмотреть, как работают зерноуборочные машины.
Можно дать ребенку подержать спелый и тяжелый колос. Научите его отличать: из каких зерен пекут черный хлеб, а из каких — белый хлеб, т.е. ржаной и пшеничный.
 Расскажите ребенку о колхозниках, об их благородном труде. Прочтите стихотворение Ю.Котова "Калачи":
Вы откуда, калачи?
Как откуда — из печи!
И куда идете?
К тем, кто в поле на работе!
Пусть их вдоволь поедят,
А лентяи — поглядят.
Прогулка в розарий
Побывайте с ребенком в розарии. Посидите на скамеечке около роз, подышите воздухом, насыщенным их запахом. Обратите внимание на разнообразие, величину, формы, окраски цветков роз. Покажите ребенку розы, растущие маленьким деревцем, вьющиеся розы и т. д. Расскажите, для чего люди выращивают эти прекрасные цветы.
Прогулка за грибами
 Август — самый грибной месяц. Необходимо научить ребенка правильно собирать грибы. Обратите внимание на разворошенную моховую подстилку под деревьями, на взрытую землю от вырванной с корнем травы. Расскажите, что нельзя разрушать грибницу, что грибы надо аккуратно срезать, тогда они вырастут и на следующий год.
Научите ребенка отличать ядовитые грибы от съедобных. Разъясните, почему нельзя сшибать ядовитые грибы, такие, как мухомор (мухоморами лечатся олени, а червивые грибы нужны птичкам, они достают из них личинки насекомых).
Прочитайте детям стихотворение о грибах:
 Средь хвойного бора, Дремучего бора,
Нельзя не заметить
Меня, мухомора.
Большой, как тарелка, Пятнист я и красен,
Лечу я оленей,
Для них я прекрасен.
А вот для детишек
Я очень опасен.
(Е. Трутнева.)
Прогулка в зоопарк
 Пока еще звери в зоопарке находятся в летних помещениях, поезжайте п осмотреть, как они выглядят, сравните их жизнь сейчас с жизнью в вольерах. Обратите внимание на их повадки, послушайте голоса, поглядите на игры детенышей.
Попросите ребенка прочесть стихи С. Маршака о животных в зоопарке, которые учили в детском саду. Загадайте загадку о том или ином животном.
Литература для родителей
1.      Лучич М.Б. Прогулка в природе с детьми — М.: Просвещение, 1965.
2.       Казанец-Сизенко З.Д. Сезонные экскурсии в природу. В кн.: Природа и
 дети. — М.: Просвещение, 1966.
3.      Веретенникова С. А. Альбом травянистых растений, ч. I. — М.: 1973.

Комментариев нет:

Отправить комментарий